История кафедры

Кафедра «Автоматизированные станочные и инструментальные системы» была образована приказом № 1/363 от 31.10.2013 на базе реорганизованных кафедр «Автомобили и станочные комплексы» и «Инструментальные системы и сервис автомобилей».

История кафедры «Автомобили и станочные комплексы»

Кафедра «Автомобили и станочные комплексы» (с 1938 года по 1986 года — «Металлорежущие станки», с 1986 по 2007 — «Автоматизированные станочные комплексы») была организована в 1938 году.

В 1934 году в составе механического факультета появилась кафедра «Холодная обработка и инструментальное дело». В 1936 году она разделилась на две кафедры — механосборки и инструментального дела. В 1937 году кафедра механосборки переименована и получила название «Металлорежущие станки и технология машиностроения».

С 9 мая 1938 года кафедры «Металлорежущие станки» и «Технология машиностроения» становятся самостоятельными. Первым заведующим кафедрой был доцент Василий Иванович Успенский, которого в 1946 году на этом посту сменил доцент Александр Николаевич Чалый-Прилуцкий. Первоначально кафедра занимала помещения в учебном корпусе на углу улиц Молодогвардейской и Вилоновской и только в 1958 году обосновалась в тех аудиториях, в которых она располагается ныне. Кафедра металлорежущих станков в то время насчитывала 6 сотрудников.

В 60-е годы коллектив кафедры расширялся, пополняясь наряду со вчерашними выпускниками вуза (А.Ф. Малаховым, А.Н. Садовниковым, В.В. Трубниковым, В.И. Петруниным и др.) и сотрудниками, пришедшими с промышленных предприятий города: с завода им. Масленникова — Н.В. Попов, с завода ГПЗ-4 — Е.С. Золотухин, со Средневолжского станкозавода — А.Л. Рабкин, с КСПО — М.Я. Табунщиков.

Наряду с совершенствованием учебного процесса проводились научно-исследовательские работы на промышленных предприятиях многих городов: Ульяновска, Горького, Коломны, Москвы, Одессы, Стерлитамака, Алапаевска, Минска, Набережных Челнов, Чебоксар и др. В 1962 году кафедру возглавил доцент Матвей Копелевич Клебанов. При нем окончательно сформировалось и получило дальнейшее развитие научное направление кафедры — исследование динамических процессов в металлорежущих станках.

В эти годы на кафедре активно работает аспирантура и ведется подготовка научно-педагогических кадров. Такая активная научная работа сотрудников кафедры дала заметный результат по защите кандидатских диссертаций. С 1966 года по 1981 год было защищено 11 кандидатских диссертаций.

В 1990 году заведующим кафедрой стал доцент Александр Федорович Денисенко, при котором научное направление кафедры по исследованию динамики станков приобрело дальнейшее развитие. Была создана лаборатория автоматизированного проектирования технологического оборудования, оснащенная современными персональными компьютерами, в учебный процесс внедрены станки с ЧПУ.

В 1994 году на кафедре была открыта новая специальность «Профессиональное обучение» по специализации «Технологии и оборудование автоматизированного производства в машиностроении и приборостроении» для подготовки специалистов с квалификацией инженер-педагог. Организовано обучение по новым для кафедры специализациям «Компьютерный дизайн и конструирование» и «Оборудование для ремонта автомобилей». В связи с открытием в 2003 году подготовки совместно с кафедрой «Инструментальные системы автоматизированных производств» инженеров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» в 2007 году кафедра «Автоматизированные станочные комплексы» была переименована в кафедру «Автомобили и станочные комплексы».

В июне 2000 года успешно защитил докторскую диссертацию заведующий кафедрой Денисенко. В 2003 году окончил докторантуру доцент кафедры М.А. Вишняков

История кафедры «Инструментальные системы и сервис автомобилей»

В 1935 г. при механическом факультете Средневолжского индустриального института создается кафедра «Холодная обработка резанием».

С 1943 до 1950 года по совместительству зав. кафедрой «Резание и режущий инструмент» Куйбышевского индустриального института был избран Наум Иосифович Резников — крупный специалист в области обработки материалов резанием и создания режущего инструмента, автор фундаментального учебника «Учение о резании металлов» и более 20 трудов по основам скоростного резания. В 1949 году группа технологов Средневолжского станкозавода и токарь—новатор В.А. Колесов начали разработку и испытания резца со вспомогательным углом в плане, равным нулю. Эта идея, которую энергично поддержал Н.И. Резников, привела к рождению знаменитого «резца Колесова» и развитию в стране «силового резания». Правительство высоко оценило деятельность профессора Н.И. Резникова, наградив его орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

В 1957–1958 годах управление промышленностью и строительством перешло из ведения отраслевого министерства в руки региональных советов народного хозяйства. В связи с этим отраслевая научно-производственная и инструментальная лаборатория (НПИЛ) в 1959–1960 годах перешла в ведение технического управления Совнархоза. К этому времени в НПИЛ выросли квалифицированные кадры, среди которых были В.И. Пименский, Г.Г. Яшин, И.П. Лимонов и И.С. Кушнар, ставшие впоследствии кандидатами технических наук.

В 1959 году сотрудник НПИЛ Г.Г. Яшин предложил оригинальную конструкцию сверла повышенной прочности, обеспечивающую надежное дробление стружки, что было основной проблемой при сверлении. Дальнейшая модернизация сверл НПИЛ, предназначенных для обработки легких сплавов с сохранением прочности и надежности стружколомания, была предложена аспирантом, а затем доцентом кафедры В.В. Плешивцевым и внедрена на авиационных предприятиях страны.

В июне 1960 года Арон Наумович Резников утвержден в ученой степени доктора технических наук, а с сентября того же года, оставив работу в деканате механического факультета, стал заведующим кафедрой «Резание и режущий инструмент». Одновременно он был руководителем отраслевой научно-производственной и инструментальной лаборатории (НПИЛ) Средневолжского Совнархоза.

Коллектив новой кафедры состоял в основном из сотрудников НПИЛ, которые работали на ГПЗ-4 и других предприятиях города Куйбышева.
В состав кафедры входили В.И. Пиминский, И.П. Лимонов, Г.Г. Яшин, И.С. Кушнер, А.М. Маханов, Г.М. Гаврилов, а также старшие сотрудники КИИ — доцент Г.В. Дембинский и старший преподаватель Л.А. Чижов. В дальнейшем кафедру пополнили пришедшие с производства М.И. Гофман, А.В. Шеин, Т.Н. Беляева, Н.А. Подлесова, С.Я. Сагалович, Я.И. Бария, В.В. Плешивцев и др. Кафедра стала известна в стране центром исследования по теплофизике и алмазным инструментам.

В 1967 году А.Н. Резников по решению Куйбышевского обкома КПСС был назначен ректором Тольяттинского политехнического института. В период с 1967 по 1969 годы кафедрой руководили доцент М.М. Гофман, а затем доцент И.П. Лимонов.

В 1969 году кафедру возглавил д.т.н., профессор Б.А. Кравченко. Он внес большой вклад в становление и развитие новых перспективных направлений, таких как «Технологические методы повышения надежности и долговечности деталей машин» и «Интенсификация процессов механической обработки труднообрабатываемых материалов». С 1969 по 1995 годы профессор Б.А. Кравченко подготовил 5 докторов, 54 кандидата наук, за важные для страны научные разработки имеет правительственные награды.

В 1995-2000 годах кафедру возглавлял ученик научной школы Б.А. Кравченко, доктор технических наук, генеральный директор ОАО «Авиаагрегат» Г.А. Кулаков. Были открыты две новые коммерческие перспективные специальности:

— 2301 — «Автосервис и техническая эксплуатация автомобилей»,

— 2302 — «Художественная обработка материалов».

С мая 2000 г. кафедрой ИСАП заведует к.т.н., доцент Виталий Григорьевич Круцило. Ученик научной школы профессора Б.А. Кравченко, Круцило продолжает дальнейшее развитие теоретических основ метода повышения надежности машин.

В 2003 году открыта вторая автомобильная специальность — 1502 — «Автомобили и автомобильное хозяйство». Оснащается и расширяется автомобильный класс. Создан и работает учебный автосервис с новейшей диагностической системой и оборудованием для проведения лабораторных работ.

С января 2008 года кафедру возглавил д.т.н., профессор Владимир Николаевич Трусов. Под его руководством на кафедре прошли 3 защиты кандидатских диссертаций.

 

Главный корпус:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
8 (846) 278-43-11
rector@samgtu.ru

Приемная комиссия:
8 (846) 242-36-91
Факультеты:
Автоматики и информационных технологий
Теплоэнергетический
Электротехнический
Машиностроения, металлургии и транспорта
Нефтетехнологический
Инженерно-технологический
Химико-технологический
Пищевых производств
Инженерно-экономический
Гуманитарного образования
Заочный
Дистанционного и дополнительного образования
Повышения квалификации
Прием 2019:
Особенности приема
Иностранным гражданам
Новости
Подготовительные курсы
Статистика
Сайты СамГТУ:
Старый сайт
Эндаумент фонд
Редакция сайта:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
учебный корпус №8, кабинет 11
tehnopolis.63@yandex.ru
Федеральные порталы:
Министерство образования и науки РФ
Российское образование
Приволжский федеральный округ
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых информационных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Библиотека
Телефоны
Почта
Главный корпус:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
8 (846) 242-36-91

Приемная комиссия:
8 (846) 242-36-91
Редакция сайта:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
учебный корпус №8, кабинет 11
Прием 2015:
Особенности приема
Иностранным гражданам
Информация для зачисленных
Факультеты:
Автоматики и информационных технологий
Теплоэнергетический
Электротехнический
Машиностроения, металлургии и транспорта
Нефтетехнологический
Инженерно-технологический
Химико-технологический
Пищевых производств
Инженерно-экономический
Гуманитарного образования
Заочный
Дистанционного и дополнительного образования
Повышения квалификации
Библиотека
Телефоны
Почта
Федеральные порталы:
Министерство образования и науки РФ
Российское образование
Приволжский федеральный округ
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых информационных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов